- Содержание
Профилактика здоровья дешевле, чем лечение
Так принято считать. Но что может быть дешевле бесплатной медицинской помощи?
В настоящей статье предпринята попытка анализа экономической основы профилактической деятельности. В основу статьи положен анализ общественного мнения, данные статистической отчетности Роспотребнадзора по Томску и Управления здравоохранения администрации Томска, а также данные страховых компаний, работающих на рынке медицинского страхования.
Исследование общественного мнения проводилось в Томске, посредством социологического опроса методом слепого анкетирования. Общая случайная выборка населения составила 788 человек, все опрошенные были городскими жителями и проживали на момент опроса в Томске.
Средний возраст опрошенных составил 45,5 лет (от 18 до 69 ), женщины из общего числа составили 68%, мужчины 32%. По социальным категориям опрошенные распределились следующим образом:
- служащие, рабочие государственных учреждений – 30%;
- служащие, рабочие негосударственных учреждений – 24%;
- предприниматели – 12%;
- учащиеся (студенты) – 14%;
- временно неработающие – 11%;
- пенсионеры – 9%.
Профилактику здоровья целесообразно классифицировать по трем общепринятым категориям:
- первичная профилактика здоровья направлена на предотвращение возникновения заболеваний, то есть на сохранение структуры и функции, например: вакцинопрофилактика, профилактика травматизма (велосипедный шлем) и т.п.;
- вторичная профилактика здоровья ориентирована на предотвращение развития уже возникшего заболевания или восстановление структуры и функции, например: школа бронхиальной астмы, диспансерное наблюдение больных, антицеллюлитная терапия и т.п.;
- третичная профилактика здоровья – это предотвращение осложнений вызванных заболеванием, например: химиотерапия.
Анализируя экономические основы профилактической работы, целесообразно выделить несколько уровней экономических интересов:
- интерес населения – непосредственный потребитель, объект, на который направлена профилактическая работа;
- интерес исполнителей, в том числе медицинских работников, выполняющих (производящих) услуги профилактического характера;
- интерес заказчика – опосредованный потребитель.
В условиях бесплатной медицины у населения отсутствует экономическая мотивация к предотвращению болезней, так как лечение болезней в большинстве случаев не наносит существенного материального ущерба личному бюджету. Более того, с помощью заболевания в нашем обществе можно приобрести некоторые социальные блага, например: в виде отсрочки от призыва на военную службу, получение социальных льгот и т.п.
Тем не менее, подавляющее большинство позитивных ответов на вопрос «Выгодно ли быть здоровым?», позволяет сделать вывод о том, что население заинтересованно в своем здоровье. Очевидно здоровье воспринимается обществом не только как физическое благополучие, здоровье позволяет людям в большей степени удовлетворить свои потребности более высокого уровня – потребность в самовыражении и самореализации.
Потребность социально-психологического благополучия, как одной из составляющих здоровья широко эксплуатируется на рынке профилактических услуг. Например, ее используют производители пищевых добавок, производители так называемой лечебной косметики. Школа бронхиальной астмы, школа сахарного диабета, так называемые «тирошколы» (школы больных страдающих болезнями щитовидной железы).
Эти программы по своей сути так же направлены на социально-психологическую адаптацию неизлечимых больных. Однако эту потребность эксплуатируют не медицинские работники, а фармацевтические компании, предлагая свои лекарственные средства и парафармацевтические продукты, как способ удовлетворения этой потребности. Экономическая целесообразность подобной профилактической работы, как для потребителей, так и для производителей очевидна.
Школа учит больных находится на самоконтроле, самостоятельно корректировать дозы принимаемых препаратов. Это сокращает путь между потребителем (больным) и производителем (фармацевтом), устраняя на пути дополнительное звено – медицинского работника. Следует отметить, что эта схема нашла общественное признание, то есть удовлетворила общественный интерес.
Рынок вторичной профилактики
Вышеописанная, не медицинская деятельность развивается на рынке вторичной профилактики. Это не случайно. Напомним, что вторичная профилактика, ориентирована на предотвращение развития уже имеющихся заболеваний, которое достигается посредством регулярного использования тех или иных методов, способов, препаратов и т.п. Это обеспечивает постоянство потребления, делает рынок устойчивым.
Медицинская деятельность на уровне вторичной профилактики в нашей стране связана с деятельностью диспансеров. В задачи настоящей статьи не входит анализ эффективности работы диспансерного звена. Мы только лишь осмелимся подвергнуть сомнению экономическую целесообразность профилактической работы этих учреждений в условиях прямой финансовой зависимости их деятельности от числа сделанных к врачам посещений.
На сегодняшний день, официальное практическое здравоохранение предполагает участие медицинских работников лишь в тех сферах профилактики, где она сопряжена с оказанием медицинских услуг.
Очевидно, что степень участия, а, следовательно, и степень прямой экономической заинтересованности практического здравоохранения в профилактической работе определяется долей медицинских услуг в каждой категории. Рассмотрим, как этот фактор учитывают страховые компании при работе на рынке первичной профилактики – вакцинопрофилактики.
Вакцинопрофилактика – первичная профилактическая деятельность
Стопроцентный охват населения профилактическими прививками – гордость советского здравоохранения. В основе этой профилактической деятельности лежит принцип обязательности и наказания. Экономическая мотивация, как со стороны потребителей (населения), так и со стороны производителей (медицинских работников) практически отсутствует.
Мы не располагаем данными, которые позволили бы адекватно судить об экономической эффективности, которую получает государство как заказчик от поголовной вакцинации. Однако показательным на наш взгляд является тот факт, что в США, Канаде и Дании вакцинация БЦЖ проводится лишь в группах риска, а в 99 странах ревакцинация вообще не проводится. Тем не менее, уровень заболеваемостью туберкулезом в этих странах существенно ниже, чем в нашей стране. Очевидно, там были найдены какие-то иные, более эффективные, а потому, более экономически целесообразные способы борьбы с распространением заболевания.
Медицинская профилактика: механизмы деятельности
Командно-административный механизм профилактической работы оправдывает себя, если речь идет о национальной безопасности, если мероприятия реализуются в чрезвычайных ситуациях, а также, если вы живете в стране, где все отношения в обществе построены на аналогичном принципе. Однако в современных условиях, этот механизм становится неэффективным. Так принцип обязательности, лежащий в его основе противоречит принципу взаимовыгодности, который лежит в основе современных отношений доминирующих в обществе.
Таким образом, выступая в роли Заказчика на рынке профилактики клещевого энцефалита, государство конкурирует с другими заказчиками – Страховыми компаниями. Те, в свою очередь, готовы потратить свои деньги не только на приобретение иммуноглобулина, но и на рекламно-информационную (маркетинговую) работу, ориентированную по существу на создание потребительского, обеспеченного деньгами рынка в сфере профилактических услуг.
В своей работе с Исполнителями (ЛПУ) и Потребителями (населением) государство как Заказчик использует метод обязательности, а страховые компании – метод экономической мотивации. В итоге уровень потребления страховых продуктов, предусматривающих профилактическое введение иммуноглобулина клещевого энцефалита, значительно превышает уровень вакцинации против клещевого энцефалита. Показательным является и тот факт, что вакцинация для населения проводится бесплатно, а страховка приобретается за деньги. Страховые компании смогли создать экономическую мотивацию медицинских работников, которые в свою очередь помогли им создать мотивацию Потребителей.
Взаимовыгодные условия позволили сформировать рынок потребителей услуг, в том числе и профилактических. Отсутствие же взаимовыгодных условий для субъектов рынка разрушает потребительский рынок.
Другой на наш взгляд яркий пример – вакцинопрофилактика гриппа
До 2003 года основным Заказчиком вакцинопрофилактики против гриппа выступали страховые компании. Сравнительное участие государства в этом вопросе было незначительным. Страховые компании за счет собственных средств стали формировать потребительский рынок, т.е. мотивацию потребителей к вакцинации.
В 2003 году государство решило увеличить степень своего присутствия и предложило населению бесплатную вакцинацию, тем самым создав конкуренцию страховым компаниям. Однако в отличии от страховых компаний государство в работе с Исполнителем положило принцип обязательности, а в работе с Потребителем принцип бесплатности. В итоге, был нарушен принцип экономической взаимовыгодности. Страховые компании, вытесненные с рынка бесплатной вакциной, перестали вкладывать деньги в формирование потребительского рынка, то есть в создание мотивации к профилактике гриппа среди населения .
Экономическая заинтересованность медицинских работников в условиях обязательности, с учетом механизмов оплаты труда – обратно пропорциональна объему прививок. Фактор бесплатности также не сыграл существенной роли, так как это не единственный фактор, обеспечивающий доступность вакцинации, и в условиях низкой мотивации его явно не достаточно.
Нам трудно оценить экономическую эффективность государственной программы вакцинации против гриппа, так как для ее оценки необходимо учесть стоимость закупленной государством вакцины, а также стоимость вакцины, которая не была использована и впоследствии утилизирована.
Таким образом, вытеснение страховых компаний с рынка профилактических услуг методом бесплатной вакцинации лишило здравоохранительную отрасль дополнительного дохода. И этот факт наш взгляд противоречит не только интересам медицинских работников, но и общественному интересу.
Формирование экономики здравоохранительной отрасли
Следует признать: общество поддерживается мнения, что медицинские профилактические услуги обеспечиваются государством и, соответственно, оказываются за государственные деньги.
Безусловно, это явление имеет под собой как политическую, так и экономическую основу. Государство удовлетворяет потребности населения в охране здоровья и медицинской помощи, население не несет в этой части существенных затрат. Поэтому вполне логично, что свои затраты население ориентирует на другие сферы потребительского рынка – одежду, бытовую технику, услуги связи, образование, развлечение и т.п. В результате здравоохранительная отрасль отлучена от доходов населения, которые по совокупной денежной массе существенно превышают доходы государства. Уход денег населения на другие потребительские рынки создает разрыв между средним уровнем дохода населения и доходами медицинских работников. С увеличением благосостояния населения этот разрыв будет увеличиваться.
Государственно-муниципальная монополия на средства производства в сфере здравоохранения, не только сдерживает поступление денег населения в здравоохранительную отрасль, но и позволяет формировать экономику здравоохранительной отрасли по административно – командному принципу, в том числе, и в части профилактической работы.
Следует признать, что на сегодняшний день, доминирующий характер отношений в обществе основан на извлечении взаимной выгоды материально–финансового характера. Практическое здравоохранение не является исключением, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что на современном этапе, результативность работы, в том числе профилактической, будет иметь прямую зависимость от степени совпадения экономических интересов субъектов рынка, то есть исполнителя, потребителя и заказчика. Только в этом случае мы сможем обеспечить общественный интерес в том числе в сфере здоровья.
5 585 0
- Непрофессионалы в ОМС
- Мусор
- Кто и что заработает на «двойном лицензировании» частных клиник
- Кому и что гарантирует система ОМС
- Клиент в системе ОМС. СМО в системе ОМС. ФОМС в системе ОМС
- Частное здравоохранение – вынужденный симбиоз политики и бизнеса
- Состояние российской медицины сегодня
- Планирует ли Минздрав РФ соблюдать право граждан на медицинскую помощь? Ищем ответ. В двух частях
- Про аборты. Точка зрения
- СТРАХОВАНИЕ ОТ КОВИДА. А почему бы и нет?