Состояние российской медицины сегодня

Рабцун Евгений Анатольевич

Интервью для делового журнала «Приходный ордер».

Ж. Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российской медицины, и какое место в ней отводите возглавляемому Вами учреждению?

— Как разное. Оно разное, что по административно-организационной вертикали: в федеральных ЛПУ один уровень, в муниципальных ЛПУ совершенно другой, что по территориальной горизонтали: например, в городе Москве и Московской больнице одно положение дел, в больнице, например, г. Асино и Асиновском районе совсем другое. Состояние медицины сильно разное, и это, на мой взгляд, проблема. Большая, системная проблема, ибо люди, потребности человеческие в части здравоохранения везде одинаковые. Безусловно, у всех есть свои заботы-хлопоты, но это из формата: «кому-то хлеб черствый, а кому-то бриллиант мелкий».

Работая на уровне первичного звена, мы волей не волей сталкиваемся с теми же проблемами, что и муниципальное здравоохранение: начиная с кадрового голода и заканчивая так называемым фондодержанием поликлиник – это когда все страховые риски, связанные с оказанием медицинской помощи как поликлинической, так и стационарной переносятся со страховщика на поликлинику.

Логика страховщика в поддержке этого процесса мне понятна, его деятельность становится безрисковой, а потому безубыточной. Логика представителей собственников ЛПУ государственного (областного), муниципального уровня для меня остаются загадкой. На вверенные им ЛПУ, вопреки логике страхового процесса, переносится финансовый риск возможных убытков, а они это поддерживают?! Тем не менее, мы остаемся сторонниками первичной медицинской помощи и считаем, что наибольший объем полезности мы можем принести именно на этом уровне.

Согласитесь, но именно первичное звено – это зона наибольшего числа контактов между врачом и пациентом, именно на этом уровне формируется общественное здравоохранение. В «Центре семейной медицины» в своей практической деятельности мы активно внедряем институт семейного врача, врача общей практики. На мой взгляд, он должен прийти на смену участковой службе, которая по своим принципам организации была ориентирована на проблемы прошлого века и уже явно устарела.

Сегодня очень, очень многое изменилось:

  • структура заболеваемости и смертности другая,
  • мотивационные факторы к здоровью другие,
  • медицинские технологии другие и т.д.

Для примера: попросите участкового терапевта показать свой участок, он покажет улицы, он обслуживает территорию. Попросите семейного врача, он вам покажет людей, его участок измеряется в людях. Это, казалось бы маленькое, но очень принципиальное отличие в технологическом подходе при организации амбулаторно-поликлинического обслуживания населения. Я могу привести еще много примеров из амбулаторно-поликлинической практики, отличающих систему организации прошлого века и настоящего времени.

Ж. Общественность с воодушевлением встретила недавно введенные новые федеральные стандарты оказания лечебной помощи населению. На Ваш взгляд, готовы ли лечебные учреждения жить по этим стандартам и не помешает ли этому остро стоящая кадровая проблема?

— Очень многое зависит от интерпретации термина «стандарт». Пожалуй, ни в одной стране мира под стандартами не понимается то же, что у нас в России – жесткий регламент. В заголовке любого стандарта можно прочитать: утвержден и рекомендован к применению. Более того, мероприятия, включенные в стандарт, имеют коэффициенты применения. Поэтому, на мой взгляд, стандарты – это не обязательство, а алгоритм действия и воспринимать его нужно именно так. В этом контексте появление стандартов, как технологического руководства, я оцениваю положительно.

Но есть и другой аспект – экономический. Стандарт, как объем медицинской помощи обязательной к исполнению положен в основу ОМС, но деньгами ОМС на 100% не обеспечен. Это признается всеми. Но вот парадокс, стандарт страховщик требует исполнить, денег на полный стандарт у страховщика нет, затраты по его исполнению он полностью не погашает, и за это, внимание, он же Страховщик штрафует ЛПУ, повышая за счет штрафов рентабельность своей деятельности. Гениально! С позиции страховщика, просто гениально.

Почему с этим соглашаются собственники государственных, муниципальных ЛПУ, мне не понятно. По существу за счет собственника ЛПУ, то есть для государственно-муниципальных ЛПУ за счет бюджетных средств должны будут покрыты все финансовые бреши больниц и поликлиник. Сомнительной мне кажется и позиция: оказание медицинской помощи по ОМС – это то, что в рамках стандарта, за пределами стандарта – ДМС или платные услуги. Вопрос: а зачем медицинской помощи оказывать больше стандарта, он по своей сути определяет достаточность проводимых мероприятий. Золотое правило качества медицинской помощи – ровно столько, сколько нужно.

Ж. Все лечебные учреждения задействованы в реализации Программы модернизации здравоохранения. Часть персонала в это дело вовлечена и получает за него вознаграждение. Часть медиков – осталась в стороне от процесса. Как Вам удается не допустить в коллективах внутренние конфликты по этому поводу?

<p”>— Я сталкивался с мнением, что модернизация проводится для лечебных учреждений. В моем же понимании, здравоохранение – это комплекс мер и мероприятий, направленных на охрану здоровья населения. Поэтому, если говорить о модернизации системы здравоохранения, то вроде как следует подразумевать, что обновится комплекс мер и мероприятий. Каким образом, это соотносится с модернизацией больниц – мне не совсем понятно. Так как у нас в Томской области модернизируются больницы, мы как частная организация в программу модернизации не вошли, поэтому так называемая программа модернизации системы здравоохранения не коснулась и наших пациентов, обслуживающихся, в том числе и по ОМС. Это же касается и пациентов федеральных и ведомственных ЛПУ, например жителей Академгородка. Поэтому я бы под сомнения поставил утверждение, что во-первых, все лечебные учреждения вовлечены в модернизацию, во-вторых, что эта модернизация именно системы здравоохранения.

Ж. Одним из главных достижений советской медицины была большая и весьма эффективная профилактическая работа медиков. Затем профилактика оказалась в запущенном состоянии. Сегодня ситуация начинает кардинальным образом меняться. Какое место профилактическим мероприятиям Вы отводите в деятельности вашего учреждения?

— В основе системы, подчеркну, системы, современной профилактики должны лежать современные организационно-мотивационные механизмы и принципы коррелирующие с современным состоянием медицинской помощи, положением дел в здравоохранении и современной ментальность и потребностью населения. В советское время, используя административно-командные механизмы, принципы работы с населением, мы победили инфекции методом массовой профилактики.

Однако сейчас главные причины смертности – неинфекционные мультифакториальные заболевания. Командно-административные методы в этих условиях не работают. В основе профилактики заболеваний мультифакториального генеза должны быть положены принципы солидарной ответственности человека и государства за здоровье и мотивации к личному благополучию, успешности, в том числе и финансовому. Радует, что идет молодое поколение, которое это понимает.

В нашем учреждении к профилактике мы относимся не просто позитивно, но и всячески это направление развиваем. В основу своей профилактической работы мы пытаемся положить новые мотивационные, организационные и экономические механизмы, отличные от принципов профилактики прошлого века.


 3 965      0
(+7 баллов, 2 оценок)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: