Урок обществознания, 9 класс.
Сибирь. Россия. (реальная история).
Детям предложили задачу:
Участники ТВ-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения.
- Мне всё равно какими методами действует политик, главное чтобы его дела были благом для государства.
- Политики НЕ должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями.
Ученикам предлагалось описать аргументы ЗА и ПРОТИВ.
Девочка Лера не нашла НИКАКИХ аргументов “ЗА” по первому пункту. Совсем никаких. В подтверждении позиции “ПРОТИВ” она написала: “Нельзя нарушать закон, даже во благо государства. Мы все живём в одном правовом поле” (дословная цитата).
По второму вопросу, она согласилась с утверждением. “Никакие цели не должны достигаться незаконными путями” – написала она, и опять не нашла НИКАКИХ аргументов против этого.
Учитель спросила, почему такое однобокое суждение, и привела классу целый ряд примеров оправдывающих действия государства и политиков. Класс единодушно согласился, это был строгий и авторитетный учитель. Но девочка Лера стояла на своём. За что была наказана четверкой. Ей единственной во всем классе, учитель снизил оценку.
… … …
Эксперимент в области подчинения власти провел Стэнли Милгрэм, получивший прозвище “шокирующий психолог”.
Поводом стал процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, который был причастен к уничтожению миллионов евреев. Адвокаты просили его оправдать на том основании, что он просто добросовестно выполнял приказы командования, проводил государственную политику нацистской Германии.
Стэнли Милгрэм по объявлению в газете пригласил 40 человек. Он провел дружеское знакомство всех участников эксперимента и предложил им вытянуть жребий по которому присваивалась роль “учитель” или “ученик”.
Он умышленно обманул их. Всем достался жребий “учитель”. Участникам сказали, что тема эксперимента – изучение памяти человека и способности к запоминанию. Каждого поочередно пригласят в лабораторию авторитетного Йельского университета.
Суть эксперимента проста: учитель и ученик помещались в разные комнаты, они не видели друг друга. Роль ученика исполнял актёр. Учителю предлагалось зачитывать ученику задачки, если ответ неправильный учитель должен наказывать ученика ударом электрического тока через датчики подсоединенные к генератору, с каждым неправильным ответом повышая силу тока. Переключатель генератора имел отметки слабый, средний, сильный и опасный (!!! ).
Чтобы убедить учителя, что все по настоящему, на него показательно воздействовали электротоком и это было единственным его применением во всем эксперименте. Эксперимент заканчивался, либо когда все задачи будут прочитаны, либо на самом высоком показателе электрического удара.
Ученик наиграно давал неправильные ответы, а учитель бил его током. По мере “нарастания” разряда актёр – ученик начинал стонать, жаловаться на боли в сердце, кричать, стучать в стену руками…
В сомнениях учителя обращались к руководителям эксперимента, но те просили продолжать, уверяя, что это абсолютно безопасно.
Чтобы оправдать свои действия большая часть учителей унижала учеников, типа ну нельзя же быть таким тупым.
65 % “учителей” дошли до верхней отметки удара электрическим током, отмеченной как “опасно” (!!!), пренебрегая жалобами и страданиями испытуемого ученика. Они руководствовались великой целью, силой авторитета их наполняло чувство выполненного долга.
В нашем окружении таких ситуаций огромное множество. Вы запросто можете оказаться в роли “ученика”. Не ждите пощады.
Тех, который “не стрелял” один на целый класс. Один. Спасибо тебе, настоящий Человек.
P. S. Кстати эксперимент Стэнли Милгрэма крайне возмутил общественность. Его обвинили в бесчеловечности, псевдонаучности, в том что “учителя”, причиняя страдания испытали сильный стресс и т.п. Но это только ещё больше убеждало психолога – экспериментатора в правильности своих выводов.
Но позднее общественность сменила к Стэнли Милгрэму свое отношение за описание феномена “открытого мира”. Нам, Россиянам она известно по фильму “Ёлки”, как “закон шести рукопожатий” – это Милгрэм его открыл. Поэтому, когда окажетесь в позиции “ученика” , вспомните о нем :)))
…. Кстати, как вы считаете Компромисс между добром и злом. Это добро или зло?
2 967 0
- Почему врач крайний? Бог назначил
- Эмоциональное выгорание – профессиональная болезнь врачей
- Вакцинация против гриппа. Восемь причин для вакцинации
- ПФР + ФСС + ФФОМС
- Врачи и ИИ
- Медицина – это “криминальная” среда. Всё. Точка?
- Мюльфиртельская охота на зайцев
- Расчет санитарных потерь
- Что у пьяного на языке…
- В России главное не деньги