ПРОТИВОСТОЯНИЕ: Запад и Восток. Столкновение мировоззрений

Рабцун Евгений Анатольевич

Что такое добро?

Добро — это то, что является морально правильным, полезным, благоприятным, имеет положительную ценность. Все знают, что такое Добро. Но Западное и Восточное мировоззрения, в силу культурных различий, формулируют представления о морали, счастье, благополучии и справедливости по-разному. На Востоке и Западе понятие Добра разное. Мы — разные.

Россия — страна, где Запад встречает Восток, она покрыта пестрыми узорами противоречивых мировоззрений. Что ближе Вам, лично, кто Вы? Откуда? Оцените противоречия. Вам в какую цивилизацию дорога?

 

1. Индивидуализм против Коллективизма

Запад: Добро чаще ассоциируется с индивидуальным счастьем, личной свободой и самореализацией. Человек живёт ради собственного счастья. Принцип: счастлив Я — счастливы все.

Отсюда производные в реальной жизни:

🔶 Образование: делается упор на индивидуальные достижения, развитие личных навыков, поощряется самостоятельное мышление, критический анализ и выражение собственного мнения.
🔶 В рабочем процессе приоритетным является личный KPI. Личный рейтинг.
🔶 В семье — важность личного пространства, независимость детей от родителей, а родителей от детей. Совместное проживание молодой семьи с родителями — фактически исключено. Вспомните хоть один американский фильм про эту проблему… Я не помню. В России — полно; родители вмешиваются в жизнь взрослых детей.
🔶 Большой акцент на личных праздниках, таких как дни рождения — они выделяют индивидуальность. В России до XIX века дни рождения вообще не отмечали, лишь именины, и то с XVIII века. Пышные детские праздники на ДР, которые видим почти в каждом современном детском кино — это привитый Западный культурный шаблон. Вспомните Советские фильмы, напишите, в каком из них есть сюжет пышного празднования дня рождения…

 

Восток: Добро воспринимается как гармония в обществе, благополучие коллектива и поддержание социального порядка. Люди живут ради страны, общества, жертвуя личным благом. «Жила бы страна родная, и нету других забот», — поется в известной русской песне. Счастливы Все — счастлив я.

На практике:

🔷 Образование чаще направлено на групповую работу, сотрудничество и поддержку общего успеха. Авторитетное мнение учителя — гранит. Перечить ему — неуважение. «Это потому, что я так сказала, меня твое мнение не интересует, вот дорастешь…».
🔷 В работе личные успехи рассматриваются в контексте вклада в общее дело. Ценится групповое сотрудничество и лояльность компании. В оценке результатов труда — коллективный KPI, коллективная ответственность. Помните у Аркадия Райкина: «Кто сшил костюм? — Мы!» (посмотрите на Ютубе, великолепный пример).
🔷 Семейные ценности — решения часто принимаются с учетом мнения родителей и благополучия семьи в целом. Гораздо чаще мнение группы является доминирующим, даже если это противоречит личным предпочтениям. Важность придаётся праздникам, объединяющим семью, таким как Новый Год или национальным праздникам, подчёркивающим общность и традиции.

 

2. Действия против Намерений

Запад: Важность придаётся результатам действий. Важен не процесс, а результат. Не важно, что ты делал, важно, что ты сделал.

Восток: Больший акцент делается на намерениях и моральном состоянии лица, совершающего действие.

Производные в жизни:

В бизнесе, Запад: В западных культурах при заключении контракта права и обязанности регламентируются с предельной ясностью — доверия нет, есть контракт. Очень четко описывают предмет договора, а именно — результат, каким он должен быть. Поэтому особое внимание уделяется терминологии, чтобы понимание о свойствах результата было единым. В контракте это может быть раздел на несколько страниц. «Чётче счет — крепче дружба». Сроки конкретны, как и штрафные санкции. Уважительных причин нарушения контракта не существует. Никто не войдет в твоё положение. «Ничего личного, бизнес». Есть риски — страхуй, это твои риски, есть страховые компании.

В бизнесе, Восток: В восточных культурах контракты — это более гибкие соглашения, некий венец выстроенных доверительных отношений.
Они содержат больше вариантов адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Например, в случае того — сделаем то, а в случае этого — другое. Учитывают разные переменные. Не получилось — бывает, «свои люди, сочтемся». Тщательно прописывать каждый пункт, ещё хуже — досконально изучать контракт — значит выразить сомнение в добрых намерениях партнёра. Обидно, договорились же обо всём. Это как с ремнём безопасности в автомобиле. Водитель с восточной ментальностью обижается, если пассажир рядом пристёгивается. Выражаешь сомнение в его профессионализме, усомнился в его намерениях доставить тебя живым и здоровым. «Да, можно не пристегиваться»: на Востоке — это знак дружбы, на Западе — подстава. Там, кто не пристегнут, того и штрафуют. Закон есть закон.

 

В образовании, Запад: Студенты самостоятельно определяют свой образовательный алгоритм. Твоя жизнь — тебе решать. Им предлагается обширное меню образовательных курсов разного «бального» веса. Студенты сами решают, какие из них посещать. Выбирают по интересам, по силам и по удобству посещения. Всё сами. Главное — результат, набрать необходимое количество баллов и сдать экзамены-тесты. Часто оказывается, что изучал не то. На помощь приходят индивидуальные репетиторы, «натаскивают на сдачу тестов». В моем «восточном детстве» не было репетиторов, считалось позором. Сейчас индивидуальный репетитор — обычное дело. Запад меняет Восток. Экзамен в виде тестирования — типичный пример западного подхода. Не важно как, чему, сколько и у кого ты учился, главное результат — тестовый экзамен.
ЕГЭ — привитый России западный шаблон образования. Приживается плохо. Оно понятно, экзамен по западному образцу, а сам процесс обучения идёт по-восточному. Как в басне «Лебедь, рак и щука».

В образовании, Восток: В образовательных системах Востока общественный педагогический совет лучше знает, что надо молодому студенту. Образовательный алгоритм утверждается и доводится сверху. Программа одна для всех, единственно верная, потому как утверждена уважаемыми людьми, учеными «старцами». В процессе обучения большое значение придается заучиванию и повторению материала — отражает уважение к традиции и авторитету учителя, признается как глубина знаний. Больше ценятся усилия учащегося в процессе обучения, а не результат. Если ты на экзамене демонстрируешь блестящие знания, на «отлично», но лекции экзаменатора не посещал совсем — большие шансы получить «трояк». Учитель не видел самого процесса твоего познания, не смог оценить твоих намерений, он тебе не верит. Отличный ответ на экзамене — не убеждает. Ну и что — повезло или списал.
И наоборот, если студент был лоялен к учителю, посещал все его лекции, шансы на хорошую оценку возрастают, если что — подтянут. Ну, переволновался, ну с кем не бывает. «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя».

 

3. Закон и справедливость

Западные общества традиционно акцентируют внимание на принципе правового государства, где законы созданы для защиты индивидуальных прав и свобод. Справедливо то, что соответствуют закону и обеспечивает равенство каждого перед законом. Так считают на Западе.

Это объяснимо. Для выживания нужны четкие правила, правила создают любые общества. Запад пропитан индивидуализмом. Для индивидуалистов жизненно важно, чтобы правила были идентичные для всех, и эти правила всеми чётко соблюдались. В отличии от коллективистов они не используют в качестве инструментов регулирования общественных отношений моральное порицание, общественное мнение или традиции. Поэтому соблюдение единого закона рассматривается Западниками как фундамент, как основа для функционирования справедливого и организованного общества.

В западном мировоззрении отношения между гражданами и государством воспринимаются через призму социального контракта. Народ + Правительство = Государство. Правительство за вознаграждение служит народу по договору социального найма во благо общего государства, в котором определены взаимные права и обязанности. Поэтому, если сосед припарковал на газоне автомобиль, то западный человек сообщит об этом в полицию. По контракту это дело полиции.  Восточный человек пойдет разбираться сам, восстанавливать справедливость, объяснять нарушителю как все нормальные люди живут. На востоке формула иная: (государство = правительство) + народ.  Государство слито с правительством, народ «за скобками». Поэтому и справедливость вершится народом самостоятельно. «Сами разберемся», вызывать полицию считается позорным (значит — «настучать»).

На Западе возмездие справедливо, если оно по закону. Для героя и антигероя закон действует одинаково. Поэтому во многих западных фильмах положительные герои за «справедливые» поступки попадают в тюрьму. Западный мир демонстрирует — закон важнее справедливости.

Справедливое вознаграждение на западе также глубоко персонализировано. Поощрение и награждение — это разное. Поощряются часто, награждают редко. Награждают лично, за конкретные персональные поступки (подвиги). В западных фильмах вы не встретите героя «вся грудь в орденах», если это не комедия. Награды редки, но весомы.

 

В Восточном мировоззрении моральные и этические нормы имеют бОльшее значение, чем строгое соблюдение законов. Поведение, управляемое долгом, честью или добродетелью, рассматривается как более важное, чем простое следование букве закона.

В отношении законности проявляется большая гибкость и адаптация с учетом конкретных обстоятельств и личных отношений.  «Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло» — это по-восточному.

Важность личных связей и взаимопонимания (типа «ну, войди в мое положение, друг, я немного, никто не заметит») иногда может превалировать над правилами и законом. Или, социальная значимость, например, «мы знаем, что рупия не конвертируется в доллар, но мы ведущие деловые партнеры с огромным оборотом, мы продаем вам нефть очень дёшево, надо учитывать наше положение». На Востоке очень часто законы и правила интерпретируются с учетом традиций, социальных связей, взаимовыручки, национальных скреп. На Востоке принято ставить общественное мнение («что люди скажут») и общественное благо («жила бы страна родная») выше своих индивидуальных интересов и прав. Это неизбежно сказывается и на правоприменительной практике.

Например, участник-герой боевых действий избил жену до инвалидности. Его прощают, учитывают заслуги перед группой (Родиной). Жена по справедливости должна примириться с мужем, а не настаивать на наказании, т.к. герой покаялся и поклялся перед Богом впредь так не поступать. Правильное общественное поведение — выполнение долга перед Родиной, во имя «народа» ставится выше соблюдения персональных прав и свобод жены. Это считается справедливым, так как соответствует сформированному доминирующему общественному мнению и общественной морали. Если, конечно, избитая жена не дочь Генерального прокурора.

На Востоке возмездие справедливо, если оно сопоставимо с пониманием справедливости в группе. В Российских фильмах герои часто действуют противозаконными методами, но не получают наказания, т.к. действуют в общественных интересах.  Справедливость важнее закона — демонстрирует Восток.

Справедливое награждение: на награды Восток гораздо щедрее Запада. Награды часто выдаются за групповое участие или принадлежность к событию. Например, юбилейные медали к 20, 50 и 60-летию Победы. Награды на Востоке любят и ценят, но они меньше ценятся.

 

Резюме: в государствах с Западной идеологией судить вас будут по Закону, с учетом конкретного поступка, независимо от общественного мнения и вашего общественного статуса. В странах Восточного профиля — по Справедливости, с учетом сформированной на тот момент доминирующей государственной идеологии, общественного мнения, с учетом вашего общественного статуса и общественной значимости поступка.

 

4. Зло. Запад и Восток. На примере сказок

Мотивация и цели: В европейских сказках злые персонажи часто действуют без раздражающего мотива, просто из-за своей жадности, зависти или желания власти. Леди Тремейн терроризировала Золушку из зависти, Карабас Барабас мучал кукол из жадности, Малефисента была одержима властью над миром.

В восточных сказках мотивация зла более общая, глобальная, связанная с наказанием за нарушение традиций, установленных правил. «Не пей из лужи — козленочком станешь», «не рви цветочек аленький», «убежал из дома колобок и был съеден». Зло возникает в ответ на какой-то раздражитель, «не буди лихо пока оно тихо».

 

Характер и внешний облик: Злые персонажи в европейских сказках часто изображаются с угрожающими физическими чертами. Они огромные и(или) ужасно толстые, у них кривые носы или зловещие улыбки. Их облик максимально очеловечен. Они — как обыкновенные люди, но только ставшие на сторону зла.

В восточных сказках злые персонажи олицетворяют нечто общее: «леший» — хозяин леса, «водяной» — хозяин болот, «домовой» — хозяин дома. Это не люди, а существа. Они могут быть совсем обычными и даже не заметными, но обладают огромным внутренним влиянием и силой.

 

Философия и мораль: В европейских сказках злые персонажи часто представляют собой безапелляционный символ зла и тьмы. В конце они обязательно получают уничтожительное, заслуженное наказание за свои злодеяния. Персонаж — Зло — развеялось, рассыпалось, растаяло, исчезло.

В то время как в восточных сказках их судьба может быть более мудрой и великодушной, иногда они могут даже преобразоваться и обрести истинное благородство. Раз, и оказывается это и не зло вовсе, а просто обиженное добро. В итоге зло утихомиривается (леший, водяной, домовой) или преображается (например, «чудовище» из аленького цветочка). В восточных сказках злые персонажи балансируют между добром и злом, эволюционируют в процессе жизненного пути. Восток говорит миру: «не всё так однозначно…».

Кстати, вот песня о добре и зле. Слова и музыка авторские:


 466      0
(Пока оценок нет)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: