В государственно-административных кругах принято считать, что бесплатность – ключевой фактор доступности медицинской помощи, бесплатно – значит доступно. НО…
Какой толк в бесплатной поликлинике, если ее часы работы совпадают с твоим рабочим графиком, и ты не можешь получить медицинскую помощь своевременно, ты тянешь до последнего…
Какой толк в бесплатной поликлинике, если ты живешь в новом жилом массиве, который за «тридевять земель» от бесплатной поликлиники. А после рабочее время – час пик – пробки, до закрытия не успеть, а выходные она не работает.
Какой толк в бесплатности, если бесплатно это только по очереди, а твой ритм жизни не позволяет ждать и откладывать на завтра.
Поэтому в реальной жизни все наоборот, для обеспечения доступности люди используют деньги, люди платят чтобы сделать для себя медицинскую помощь более доступной.
Понимаете, принципы организации существующей системы муниципального здравоохранения в г. Томске, были заложены в послевоенные годы и по существу не изменялись на протяжении 60 лет.
Концентрация всей медицинской службы в одном здании поликлиники соответствовала не только структуре заболеваемости, но и экономике города, географии жилмассивов, и главное менталитету населения советского периода – все должно было быть большим, массовым, общим, для рабочего класса. Классический пример тех времен – организация медсанчасти (МСЧ) при заводах, таких МСЧ у нас в городе три, только вот заводов уже нет ни одного. Адаптировать МСЧ, рассчитанную на обслуживание 1 тыс. работников завода, под обслуживание 80 тыс. населения жилого массива – без потерь комфортности и качества обслуживания практически невозможно ни по законам физики, ни по законам экономики.
Следует признать, что с тех пор изменилось многое – конституционный строй нашей страны, экономический уклад, ментальность, география жилмассивов, маршруты общественного транспорта и даже объемы государственного финансирования…не изменилась только расположение государственных медицинских учреждений и принципы их работы. В результате – предложение не соответствует ожиданиям. Поэтому неудовлетворенность населения медицинской помощью, на мой взгляд, является вполне очевидным явлением. В системе организации медицинской помощи и развитии сети медицинских учреждений нужна иная, новая концепция, ориентированная на современный характер потребностей, на современную ментальность населения, отвечающую запросам и ожиданиям человека живущего уже во втором десятилетии 21 века.
Думаю, Вы согласитесь, что за двадцать лет свободной экономики человек привык к свободе выбора, привык, что за него, как потребителя, конкурируют, он привык не просто к свободному потреблению, он привык к комфортному потреблению. Неудивительно, что от здравоохранения люди ожидают того же – комфортной медицины. На мой взгляд, служба семейного врача способна соответствовать современным требованиям населения. Она выделяет человека из обезличенного массового потока столпившегося в коридорах поликлиник. Семейный врач возвращает индивидуальность подхода к состоянию здоровья, формирует комплексный, многопрофильный взгляд на здоровье семьи как основной составляющей благополучия человека. Попросите участкового врача обычной поликлинике показать свой врачебный участок – он покажет карту, территорию, улицы, дома, спросите нашего семейного врача – он покажет по-фамильный список своих пациентов. И вроде бы и там и там врачебный участок, а только для одних это улицы, а для других это люди. Разница в подходах существенна.
Одна из составляющих частей комфортности – «удобно».
У современного человека ритм жизни совершенно другой – ему некогда. Поэтому для поликлиники важно адаптировать свой режим работы под ритм жизни работающего человека. Медицинская помощь в ритме жизни – такой она должна предлагаться деловому человеку, в ритме его, делового человека, жизни. Поликлиники создаются для того, чтобы там обслуживались пациенты, и поэтому там работают врачи. И никак наоборот. Это важно..
Эффективность медицинской помощи.
Это понятие толкуется в медицинской среде по-разному. Мне больше импонирует определение ВОЗ, если кратко, то эффективная – значит своевременная и адекватная. Медицинская помощь должна быть оказана во время – ни раньше, не позже. Ни лечиться «впрок», ни затягивать с началом лечения не стоит. Медицинская помощь должна быть оказана в объеме соразмерно состоянию здоровья и уровню развития болезни. Не надо больше, не надо меньше, нужно столько, сколько достаточно, quantum satis, как говорят в медицине.
Понятие адекватности медицинской помощи порождает в Российском здравоохранении массу дискуссий и разнотолков, например: если при продаже полисов ДМС страховщики позиционируют оказание медицинской помощи сверх стандартов ОМС, то, означает ли это, что медицинская помощь становиться эффективной, или ДМС навязывает потребителю заведомо не нужные услуги, ну раз они сверх стандарта? Или ОМС предлагает стандарт заведомо не эффективной медицинской помощи?
Зарубежная модель проще. Стандарт оказания помощи единый, он формирует некую стоимость медицинской помощи, часть этой стоимости возмещается за счет средств государства, часть за счет потребителя или дополнительного медицинского страхования.
В России, по моему частному мнению, основанному на многолетнем опыте работы в здравоохранении, адекватный стандарт медицинской помощи в ОМС это скорее миф, чем реальность.
3 615 0
- О целях системы ОМС. Диалог из жизни здравоохранения…
- Планирует ли Минздрав РФ соблюдать право граждан на медицинскую помощь? Ищем ответ. В двух частях
- Расчет санитарных потерь
- «НЕ» — архитектор смыслов
- Зачем нужны манипуляции?
- Люди платят за то, что обладает не просто ценностью, но и ценой
- Здравоохранение. Иметь или Быть
- Считаем «карантин»
- О трех законах развития. Старым по-новому
- Про ОМС и СМО. О чем не принято говорить вслух, там, наверху…