В основе рыночных отношений – рационализм. Человек, рационально мыслящий, действует в своих интересах.
В рыночной системе реализуется рациональное поведение с двух противоположных сторон. Это система взаимовыгодных условий и компромиссов. Обоюдная выгода взаимоотношений – в этом суть рыночного рационализма.
Там, где нет рыночной системы – выгода только одна, у одной стороны, вторая – должна от неё отказаться. Жертвенность считается нормой поведения, отказ от выгоды – поощряется.
Настаивать на отмене рыночных отношений — это значит настаивать на односторонней выгоде, в ущерб противоположной стороне или нескольким сторонам, призывать к жертвенности, отказу от благ результатов труда. Труд – ради завтрашнего дня, потомков, идеи, партии, обезличенного народа, страны и т. п.
Взаимная выгода практична и рациональна. Именно взаимная выгода при обмене «товар-деньги-товар» позволили человеку перейти к разделению труда, а затем – и производственной кооперации. Это положило основу промышленной эволюции, а кооперация – сформировала созидательную зависимость производителей друг от друга. Рыночная кооперация производителей расширялась, включая в свое объединение все больше участников различной величины и специализаций. Что позволило рынку производить сложные, технологичные товары и открыло большое количество продуктивных рабочих мест.
Кто способен обеспечить свое благополучие трудом – не воюет. Рынок не приемлет войну. Война нарушает логистические цепочки, разрывает торговые связи, останавливает производственные процессы. Рынок слишком рационален и прагматичен, чтобы воевать. Для общества, где развиты рыночные отношения, люди пропитаны рационализмом, война для них считается аномальным поведением.
Они не понимают, зачем воевать, если можно торговать.
В обществе, где нет рыночных отношений, где они не развиты, или не приветствуются – отрицается и паритет, взаимная выгода. Такое общество теряет способности к договорённости, компромиссам, кооперации. Формируется иррациональное поведение.
Но любое (и такое тоже!) общество нуждается в благополучии, и оно неизбежно начинает за него воевать.
Жертвы и страдания во имя благополучия для такого общества естественны. Война – вынужденное насилие во имя процветания. Все, кто начинал войны – так и говорили, только уточняли: кто или что мешает, к кому именно надо применить насилие.
Общество, где не развиты рыночные отношения, всегда будет находится в состоянии войны. Война – либо со своими народом, либо – с внешним врагом. Другого способа обеспечения благополучия нет, не умеет, только насилие, метод разрушительного благополучия. Война в таком обществе приветствуется, поощряется, считается выражением патриотизма.
Как узнать такое общество? В нем герои войны ценятся выше героев труда, человек в военной форме с оружием – герой, бизнесмен – антигерой. Посмотрите название улиц, попросите окружающих назвать пять-десять фамилий героев войны и героев труда.
Станет ясно.
P.S.
Когда-то люди убивали друг друга, чтобы съесть. Со временем они стали считать это ненормальным. Зато истязания и пытки стали считать обычным делом. Сжигали заживо, отрубали головы, четвертовали, садили на кол, заливали в рот раскаленный свинец — все это делали в рамках закона, а значит- и доминирующей морали. Со временем это стало неприемлемым, неприличным, диким.
Решили просто вешать и расстреливать, а за малые поступки – сечь кнутом публично или в кандалах пешком на каторгу в далёкую Сибирь. Но и это потом стало неприличным. Отказались от публичных истязаний и мучительного этапирования, от смертной казни через повешенье и расстрела, а потом – от смертной казни совсем. Мораль взрослела.
Это закономерная эволюция Homo sapiens. Но она идёт не равномерно. На земле есть места, где до сих пор едят людей, а есть места, где агрессивную войну считают цивилизованным способом обеспечения благополучия своей страны. Разные уровни цивилизации. До рационализма рыночных отношений нужно просто дорасти.
726 0
- О наплевательском отношении русского человека к своему здоровью.
- Как так случилось? Берлин
- Мюльфиртельская охота на зайцев
- Перо Анонимуса
- О фрагментарном здравоохранении
- Про боль
- Люди платят за то, что обладает не просто ценностью, но и ценой
- Вакцинация против гриппа. Восемь причин для вакцинации
- Терпение боли…
- ПФР + ФСС + ФФОМС