Гибридное мышление

Кора головного мозга позволяет быстро моделировать поведение в ответ на изменения внешних условий – думать, учится на ошибках. Без коры животные тоже способны приспосабливаться, но гораздо медленнее.

300 – 400 млн. лет назад кора для мозга не требовалась, окружающая среда так быстро не менялась, царила стабильность. Огромные доминирующие рептилии легко обходились без серого вещества, довольствуясь лишь лимбической системой, которая обеспечивала им все необходимые для выживания функции и эмоции: способность драться за еду и полового партнёра, прятаться и убегать в случае опасности.

Резкие изменение климата начались примерно 65 миллионов лет назад. Он известен как мела – полиогеновое вымирание, когда погибло около 75% флоры и фауны планеты. Млекопитающие выжили, во многом благодаря тому, что их маленький мозг был снабжён зачатками neocortex, и хотя площадь серого вещества была размером с почтовую марку, они уже обладали осмысленным поведением. В результате гигантские ящеры и динозавры вымерли, а млекопитающие всех мастей возглавили топ – рейтинг эволюционной лестницы. Они были умнее.

В дальнейшем череда глобальных катаклизмов стимулировала развитие neocortex – она увеличивалась. Сначала за счёт толщины слоя серого вещества, затем появились морщины мозга – они увеличили площадь коры, и в конечном итоге появилась лобная доля. Именно она отвечает за созидательное поведение и когнитивные функции, обеспечивающие способность обмениваться информацией, а значит жить в обществе. На сегодняшний день общественная организация популяции является ключевым инструментом доминирования в среде животного мира.

Появление социума определило развитие языка общения, как средства передачи накопленного опыта. Люди уже не умирали от ядовитых ягод в каждом поколении, потому, что знали о их смертельном воздействии из рассказов предков. Более совершенным методом передачи знания стала письменность, а затем типографская печать.

Прогрессировали в развитии те, кто умел мыслить и использовал информацию для конструктивных действий – созидания. Популяции, где на пути информационному потоку строили барьеры оказывались на заднем дворе эволюции. Их поведение определялось в основном лимбической системой, они были агрессивны, бедны, голодны и постоянно трахались, что позволяло собирать им огромные армии и вести опустошительные войны. После них – пустота, и это им нравилось.

Окружающий мир продолжает быстро меняться. Время перемен наращивает темп. Однако развитие коры головного мозга сдерживается биологическими факторами – женщинами. Человек появляется из её родовых путей, а потому размер его головы ограничен… Мозг в своём объёме не может расти бесконечно, он достиг максимума. Площадь neocortex современного человека примерно 48 х 48 см, и дальше некуда…

В ответ на этот вызов эволюции появился новый инструмент приспособления – синтетический интеллект или кибернетический разум. В совокупности с биологическим разумом он формирует гибридное мышление.

Наиболее распространенный пример – навигатор в автомобиле или телефоне, который не только визуализирует ваш маршрут, но и подсказывает время в пути, возможные препятствия и даёт предупредительное голосовое сообщение. Используя кибернетический разум навигатора, вы успешнее справляетесь с задачей.

Современный человек начинает пользоваться гибридным мышлением с 2-3х лет, когда четко может произнести “окей, гугл, мультики”. В первом классе школы современному человеку вместо разума кибернетического предлагают биологический разум учителя, который далеко не всегда выигрывает в эффективности предоставления информации.

Сегодня кибернетический разум работает в основном по запросу, но он быстро накапливает опыт, и уже в ближайшем будущем в широком масштабе появится кибернетическая интуиция. Этакая кибернетическая мысль на опережение. Представьте: зашли вы в ресторан, а кибербот звякнят в вашем мобильном и скажет: это ресторан закупает продукты поражённые консервантами, в базе данных нет сотрудников прошедших медосмотр, в целях безопасности для здоровья поищите другой ресторан… Вы включаете свой биологический разум и принимаете совместное решение, доверяя разуму кибернетическому.

Вопрос в появлении синтетической интуиции уже не стоит, он уже есть – это и беспилотный транспорт, и реклама в интернете, и компьютер, обыгрывающий человека в шахматы, и тот же навигатор. Вопрос в её масштабном распространении… Шаг за шагом, гибридное мышление будет совершенствоваться и проникать в нашу повседневную жизнь, быт, организм, выводя человечество на новый этап эволюции.

Всё ли люди овладеют гибридным мышлением? Ну конечно нет. Это же эволюция, только сильнейшие. Те, кто отключит интернет, ограничит себя в доступе к обмену общемировыми данными, не научится развивать кибернетический разум, они не овладеют гибридным мышлением.

Что с ними будет? Ничего не будет. Вот ровным счётом ничего. Они останутся. Но на современные вызовы быстро меняющего мира они не смогут адекватно отвечать только за счёт биологического разума. Его будет критически мало для принятия быстрых адекватных решений, как в технических, так и в гуманитарных отраслях, в том числе и в медицине, уровень которой влияет не только на социальное благополучие, но и на физическое выживание популяции.

Что делать? Развивать навыки гибридного мышления, осваивать методы эксплуатации кибернетического разума, синтетического интеллекта, обучать этому детей.

А если нет? Ничего страшного, лимбическая система же останется. Страх, агрессия, жажда голода и секса обеспечат рождение, размножение, выживание и дожитие.

А развитие? Развитие за счёт разума – нет. Распространение популяции за счёт агрессивного поведения возможно, но развития нет.

Вопрос овладения гибридным мышлением – это вопрос эволюционного развития, а не выживания. Выбирайте, решайте вам куда, возможности есть. Пока есть.

P. S. Мы летим из Амстердам в Москву. Рядом семья, дети: два парня лет 5 – 6 лет. Пока их мама раскладывала вещи, парни уже на своих смартфонах активировал по wifi локальную сеть самолёта, и стали на перебой, озвучивать родителям перечень фильмов, предлагаемых аэрофлотом к просмотру, параллельно обсуждая, между собой выбор компьютерной игры.
– Так, ну-ка быстро убрали планшеты, – спокойно, но сердито сказала мать, – на сегодня лимит общения с компьютером исчерпан. Дети насупились
– Мам, ну а что мы делать будем? – развёл руками старший.
– Спать будем, – отрезала мать, – нам ещё с Москвы три часа лететь. Она действительно выглядела уставшей. Оно понятно, из Амстердама летим…
– Мам, обещаю, я буду английские слова учить – не сдавался тот, что по-младше.
– Нет, знаю я твои “обещания”…
Планшеты и телефоны были изъяты и водружены на верхнюю полку. Взрослые выпили вина и погрузилась в дрёму, вероятно ожидая, что дети последуют их примеру…
… Дети поели, попили, потом поругались, потом порвали журнал, разлили сок, разбудили родителей, получили от них нагоняй, опять поели, опять подрались и наконец-то смиренно уснули в ожидании конца полёта…


 509      0
(+2 баллов, 1 оценок)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: