Планирует ли Минздрав РФ соблюдать право граждан на медицинскую помощь? Ищем ответ. В двух частях

Рабцун Евгений Анатольевич

Часть первая

Планирование для экономики здравоохранения необходимо. Бесспорно.

Конечная цель планирования – адекватное и максимально эффективное удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи. Чтобы знать потребность – сколько и каких медицинских услуг нужно производить в будущем, нужно знать сколько их потребляется в настоящем. Конечно, это не единственный показатель, но ключевой, при условии, что планирование осуществляется в интересах граждан.

На наш взгляд, у современного Минздрав РФ нет системы и(или) метода адекватной оценки объема и структуры потребления медицинских услуг. Он оценивает его только на основе данных производства медицинских услуг государственными ЛПУ, т.е. только части от национальной системы здравоохранения.

В результате:

1. Минздрав не в полной мере учитывает объем оказания услуг частными, ведомственными клиниками, ни в объеме, ни в структуре. Наиболее достоверную статистику Минздраву дают частные клиники участвующие в ОМС только в объеме медицинской помощи, оказанной по ОМС.

Какой объем и какая структура медицинской помощи оказываются частными клиниками за пределами ОМС, а их большинство, Минздраву неизвестно. По оценке РБК, в 2019 году рынок платных услуг составил 846 млд. рублей (+1,2 к 2018 г.). Как Минздрав РФ учитывает структуру потребности в этих медицинских услугах неизвестно.

2. Минздрав не располагает данными по производственном потенциале частных клиник как фактически действующих, так и готовых к открытию. Нет данных сколько частные клиники могут принять пациентов, по каким видам помощи, в каком режиме и т.п.

3. Кроме этого, Минздрав не учитывает огромный объем отказов в медицинской помощи, которые делают государственные медицинские учреждения по причинам «не выделили объемы – не оплатили сверхобъемы». Эти данные, неполученной медпомощи, просто исключаются фондами ОМС и региональными Минздравами из статистических показателей.

Vademicum подсчитал, что за пять месяцев текущего года частные клиники по суду за «сверхобъемы» взыскали 751,6 млн. рублей. Предположим, что отношение при распределение объемов к частным и государственным одинаковое, просто государственные в суд не подают, предположим, что число частников фактически участвующих в системе ОМС около 10%, при таких условиях объем отказов в медпомощи при причине «сверхобъемов» со стороны государственных ЛПУ составит около 6,7 млрд рублей за пять месяцев, и около 15 млрд в год соответственно.

Эти показатели никак не учитываются Минздравом РФ.

4. Минздрав не учитывает влияние большого объема приписок, которые делают государственные клиники в целях освоения госзадания и навязанных планов (вакцинации, диспансеризации и т.п.)

Такую статистику, искаженно отражающую реальные потребности населения в медицинской помощи, Минздрав планирует положить в основу территориального планирования численности медицинских организаций (двойного лицензирования). Другой статистики у него просто нет.

Минздрав предполагает сократить число медицинских организаций, в первую очередь оказывающих бесплатные медицинские услуги по программе ОМС. Вероятно, в ведомстве считают, что бесплатных медицинских услуг по программе ОМС граждане получают слишком много, в избытке.

В первую очередь предполагается сокращать оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам, получающим услуги в частных клиниках. Вероятно, в ведомстве считают, что государственные медучреждения совсем не загружены и смогу легко принять дополнительный поток пациентов. Вероятно, Минздрав считает, что оказание медицинской помощи гражданам в государственных больницах в целом обходится государству дешевле. Но это не точно. Логика Минздрава РФ до конца не ясна.

Подобное планирование объемов и структуры потребления на основе однобокой оценки производства государственных предприятий использовалось госпланом СССР. Чтобы оценить последствия рекомендую обратится к урокам советского периода, к разделу как плановая экономика порождает теневую.

Часть вторая

В СССР было свое представление о благополучии граждан – равенство. Если все равны, то все счастливы. Самый короткий путь к равенству – нищета, чтобы не было богатых.

Поддерживать массовую нищету и тотальный дефицит на фоне работающих заводов, фабрик, колхозов, при 100% занятости населения – весьма сложная задача, это ещё уметь надо. Этим занимался госплан СССР (1923 – 1991) – влиятельная организация, которая определяла развитие народного хозяйства.

Именно госплан планировал все потребности советских граждан и раздавал задания госпредприятиям, которые удовлетворяли желания советского народа в строго установленном ассортименте и объёме. Это называлось плановой экономикой. Госплан считал ее великим достижением. В подтверждение говорил о том, что СССР освоил космос, но умалчивал, что в том же 1961 году, за пределами центральной России, крупу отпускали гражданам в карманы, не было упаковочной бумаги, не производили.

Давно это было, но рудимент госплана сохранился и в наши дни. В системе здравоохранения, в каждом регионе, действует комиссия по распределению объемов госзадания на оказание медицинской помощи гражданам РФ. Действует аналогично логике госплана.

А логика госплана была предельно проста: если госпредприятия загружены работой, значит потребности граждан удовлетворены. Оценка удовлетворенности проводилась на основе объёмных показателей деятельности заводов, фабрик, колхозов в % от выполнения плана. Например, завод им. Ленина перевыполнил план по пошиву синих семейных мужских трусов на 120% – это означало, что потребности советских граждан перекрыты с лихвой, граждане живут в изобилии, счастливо.

Оценивать потребность через потребление, а не производство госплан не пробовал. Да и зачем, торговля рапортовала о выполнении госплана по продаже синих семейных трусов так, что впору было строить ещё одну огромную фабрику. Огромное госплан любил.

В госплане работали умные, уважаемые люди, в то время как граждане были не настолько образованны и часто хотели иметь то, в чем по разумению госплана у них потребности совсем не было и быть не должно.

Поэтому, например, мужские носки с резинкой стали производить в СССР только в конце 60-х, а нижнее женское белье в 80-х. Госплан считал, что панталонов в двух цветах, белом и коричневом, достаточно для счастья всех советских женщин, авоська это универсальная сумка для всего, костюмы и пальто граждане хотят только в чёрном и сером цвете, а ассортимент женских туфель определяется размерным рядом, чего ещё надо?

В рудименте госплана действуют также. Когда члены комиссии распределяют госзадание на медпомощь между медорганизациями, они рассуждают аналогично: граждане слишком глупы и наивны, они не могут адекватно оценить свои потребности в медицинской помощи, у них нет специальных знаний. Они не смогут адекватно выбрать себе врача и клинику, поэтому Минздрав должен осуществлять строгое территориальное планирование – чётко установить: где, каким клиникам работать, какие услуги, каким гражданам оказывать. Потребности граждан должны строго соответствуют территориальному госплану, других потребностей в медпомощи у граждан нет и быть не может – именно так размышляет современный Минздрав.

По мнению Минздрава все медицинские услуги сверх госплана – это услуги алчно навязанные частными клиниками сверх естественных потребностями граждан, их цель только деньги.

В Советской экономике роль такого “вредителя” выполняли цеховики – нелегальные цеха по производству продукции массового спроса.
Многие из них создавались на государственных производственных площадях. Первые две смены предприятие производило продукцию по госплану для государства, а в третью они работали в интересах граждан.

Это они стали шить носки с резинкой и бюстгалтера по немецким трофейным моделям, это они стали делать рубашки из парашютной ткани и кримпленовые платья, брюки клеш, это они из отходов ткацких фабрик стали делать разноцветные нитки, узорные ткани и тюлевые занавески, это они стали производить джинсы “Montana”, кроссовки “аdidas” и куртки из болоньи, это они раскрасили женские туфли в разные цвета, это они стали изготавливать стельки для обуви, лезвия для бритвы, сетку рабицу и полиэтиленовые пакеты Mallboro … Это они позволили миллионам советским граждан жить чуть счастливее, комфортнее, здесь и сейчас, а не потом в светлом будущем. Это они производили то, что госплан считал абсолютно не нужным.

Нелегальные цеховики не могли производить брак – они на этом зарабатывали, они не могли это производить под своим брендом и даже под любой иной русской маркой, они создавали славу иностранным товарам.

Носить спекулятивный импорт, как и пользоваться услугами частных клиник – престижно, но при наличии мощного государственного сектора, считается поведением с антигосударственным окрасом. В тюрьму не садили и пока не садят, но журят, выносят общественное порицание. Сегодня носит “adidas”, а завтра Родину продаст, – говорили в те времена. Подобное по смыслу говорят и сейчас, например, когда в роддом принимают роженицу, наблюдавшуюся всю беременность в небольшой частной клинике.

Труд цеховиков госпланом не учитывался от слова «никак». Ровно также, как не учитывается и сейчас объем продукции и труда частных клиник. Никак. Поэтому государевы люди называли цеховиков людьми, живущими на НЕтрудовые доходы, жуликами. Ловили, закрывали производство, отбирали имущество, сажали, расстреливали.

Госплан тоже думал о гражданах, но всегда думал только по-крупному, масштабно. Ширпотреб, как и широко востребованные медуслуги первичного звена, никогда не интересовали государственных мужей. Мелко. Тускло. Нужен был размах, стройка века, поэтому и в те времена госплан реализовывал свои национальные проекты. Яркий пример: всесоюзная государственная торговая сеть магазинов “Океан”. Их строили во всех городах с населением от 200 тысяч на территории всего Советского Союза.

Магазины построили, но продукции моря от этого больше не стало. Морская капуста, минтай, хек, иногда треска – это все, что дарило море советским гражданам. Чтобы заполнить витрины ходовым товаром директорам нужно было “подмаслить” главк, отвечающий за поставку рыбной продукции. Не всем удавалось, но которым удавалось ловили, сажали, расстреливали. Государство гордились своим национальным проектом “Океан”, привозило зарубежных гостей показывало, рассказывало об изобилии. Думаю, для всех очевидно оснащение показных “Океанов”.

Как и в современном здравоохранении, госплан не производил оценку потребления, он считал только объем производства на госпредприятиях и валовый объем продаж на предприятиях советской торговли. Понятие “дефицит” госплану было мало знакомо, выдумка цеховиков и спекулянтов, миф, гнусный поклеп на социалистический строй со стороны госдепа.

Такая позиция устраивала руководителей всех государственных магазинов. Дефицит делал их уважаемым людьми, они могли его достать. Как уважаемые люди, они не забывали благодарить тех, кто этот дефицит планировал и создавал, благодарить так, чтобы они этот дефицит не чувствовали.

Благодаря госплану советская торговля превратилась в самую коррумпированную среду. Как и современное здравоохранение, его ругали все, разбирали на парткомах, высмеивали в фельетонах, использовали как разменную карту в политических интригах. Огромное количество правоохранителей и политиков сделали свою карьеру на борьбе с торговой мафией. Самые известные политические взлёты – Эдуард Шеварнадзе и Юрий Андропов.

В один прекрасный момент советская торговля перестала быть государственной. Государство перестало торговать, оно стало покупать. Став покупателем государство сразу почувствовало дефицит и обвинило в этом перестройку и всю частную торговлю.
– Что за ерунда, – сказало государство, – барыги, в советское время такого не было, бардак в стране!
– Конечно, с улыбкой сказала частная торговля, и в короткий срок устранила дефицит. Нет сейчас дефицита. Есть всё. Просто денег нет. Государство опять возмущается: «Что за бардак, у людей денег нет, барыги!»

Однако, почему у людей нет денег это уже другая история ?))

Заключение

Вопрос: планирует ли Минздрав РФ соблюдать права граждан на медицинскую помощь.
Ответ: планирует, но получат ее далеко не все, потому что, не все граждане входят в планы Минздрава РФ. Приоритетный госплан Минздрава – загрузить работой государственные ЛПУ, это главное. Остальное сами.

Ограничение числа производителей медицинских услуг неизбежно приведет к дефициту медицинской помощи, снижению ее доступности, а дефицит к созданию теневого рынка медицинских услуг, который в большей части своей будет организован на базе государственных больниц. «Третья смена» – так проще.


 1 502      0
(Пока оценок нет)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: