Разбираем ошибки суждений. О целях целевого финансирования медицинских организаций в системе ОМС

Рабцун Евгений Анатольевич

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Целевое финансирование в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) – это достаточно широкое понятие. Оно реализуется в рамках нескольких договоров между различными субъектами и участниками. Мы поговорим лишь о его части: целевое финансирование медицинских организаций в рамках реализации программы ОМС по договорам на оказание медицинских услуг застрахованным по ОМС гражданам.

Ответим на три вопроса:

  1. Что является целью целевого финансирования медицинской организации в системе ОМС?

 

  1. Что является доказательством целевого использования средств медицинской организацией в системе ОМС?

 

  1. Что (какую выгоду, пользу, собственность) приобретает медицинская организация в результате сделки по целевому финансированию?

 

Родовое понятие «целевое финансирование» установлено Налоговым Кодексом РФ [1]. 

Цитата: «К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами».

Это согласуется с положениями Бюджетного Кодекса РФ, который определяет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств [5]. Цитата: «Принцип адресности и целевого характера означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования». Это для любителей считать средства внебюджетного фонда ОМС бюджетными. Принципы идентичны – у целевых средств есть конкретная цель.

Налоговый кодекс предельно четко определяет цель использования целевых средств ОМС, получаемых медицинской организацией от страховых организаций – за оказание медицинских услуг застрахованным по ОМС лицам. Цитата: «… в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц» [6].

Аналогичная цель – оказание медицинских услуг застрахованным – следует из контекста федерального закона об ОМС [3], а также из текста договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, форма и содержательная часть которого установлена Приказом Минздрава [4].

Никаких иных целей и интерпретаций «целевого финансирования» в действующем законодательстве РФ нет. Включая комплекс законов, определяющий правовые основы ОМС [2]. Что вполне логично, в противном случае это вступило бы в противоречие с Налоговым Кодексом.

Следует подчеркнуть, что вышеуказанные законодательные нормы являются правовым основанием для надлежащего бухгалтерского учета этих средств, как средств целевого финансирования, с вытекающими правилами учета, отчетности, налоговыми последствиями и основаниями для контрольных проверок.

Однако, внимание!

 

  1. Первое!

Нет никаких законных оснований считать целевым финансированием средства территориального и федерального фонда ОМС, поступающие в медицинские организации в качестве оплаты за медицинские услуги застрахованным по ОМС гражданам, так как Налоговый Кодекс РФ относит к таковым (целевым) ТОЛЬКО средства страховых медицинских организаций.

Никаких иных источников целевого финансирования для медицинских организаций, поступающего в аналогичных целях, законодательством НЕ установлено.  

Следовательно, у бухгалтеров медицинских организаций любой формы собственности нет правового повода учитывать средства, поступающие от ТФОМС и ФФОМС по договорам на оказание и оплату медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам, как средства целевого финансирования.  Они должны быть учтены как выручка от реализации работ (услуг) с вытекающими правилами бухгалтерского учета, отчетности, налоговыми последствиями и основаниями для контрольных проверок.

Учитывая, что с 2021 года федеральные клиники получают отплату за медицинскую помощь, оказанную застрахованным по ОМС гражданам по договору, заключенному с ФФОМС, а не со Страховой организацией, сложно понять, как эти средства зачисляются ими в виде целевого финансирование. Правовых оснований для этого нет.

Аналогичный вывод можно сделать о всех межтерриториальных расчетах – нет законных оснований считать целевым финансированием средства ТФОМС, поступающие в медицинские организации в качестве расчета за медпомощь застрахованным по ОМС гражданам.

Полагаю, что Минздрав РФ при подготовке поправок в систему ОМС просто забыл про необходимую корреляцию положений Налогового Кодекса РФ. Что, на мой взгляд, свидетельствует о легкомысленной интерпретации действующего законодательства, типа: если Минздрав РФ считает эти средства целевыми – этого достаточно. Это удивительно, но практика показывает, что такой силы мысли действительно достаточно. Учитывают, как целевые, хотя законных оснований этому нет.  

 

  1. Второе!

Оказание медицинских услуг застрахованным по ОМС гражданам – это Единственная цель, определённая и законом, и договором. Других целей у целевого финансирования, поступающего в качестве оплаты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным по ОМС гражданам – нет.  

Нет цели расходовать средства по составам затрат, входящим в структуру тарифа.  

Структура тарифа есть, да, она определена законом [8], но это НЕ цель целевого финансирования в системе ОМС. Это всего лишь уведомление участников системы ОМС о том, какие расходы были заложены в состав тарифа. Производить целевой расход по этой структуре – для медицинской организации таких обязательств ни законом, ни договором не установлено.

Цель целевого финансирования в системе ОМС – оказание медицинских услуг. Оказали медицинские услуги застрахованным гражданам – цель целевого финансирования достигнута, медицинская организация свои обязательства выполнила.

Соотносить порядок расходования средств ОМС в соответствии со структурой тарифа с порядком использования целевого финансирования – неправомерно. Законных оснований для этого нет.

Вероятно, традиция проверять порядок расходования средств пришла в систему ОМС из бюджетной практики. Такое действительно возможно. Однако для этого, во-первых, такую цель надо прописать, отодвинув цель «оказание услуг», а во-вторых, нужно предельно четко лимитировать затраты по каждой статье структуры тарифа. Это предписывает принцип целевого финансирования, установленный бюджетным кодексом [6] и многочисленная судебная практика. Иными словами – нужна смета затрат с предельно четким указанием размера затрат по всем статьям тарифа. Такой сметы затрат в системе ОМС нет. Источником целевого финансирования размер затрат по структуре тарифа не устанавливается.

Следует также отметить, что целевой расход Страховщика, закладываемый в бюджете ФФОМС и ТФОМС – оплата медицинской помощи, а не оплата коммунальных услуг медицинских организаций, оказывающих помощь. Согласитесь, выглядит странно: цель расхода средств ОМС – оказание медицинской помощи, цель получения целевого финансирования по ОМС – оказание медицинской помощи, а при проверке целевого финансирования оценивают по каким статьям и как потрачены деньги. На основании чего? Законных оснований тому нет. Есть традиция. Сила мысли и слова Минздрава РФ.   

 

Реестр оказанных медицинских услуг, прошедший установленную законом проверку (экспертизу), является доказательством того, что обязательства медицинской организации, связанные с получением целевых средств, выполнены. Цель достигнута. Целевые средства использованы по назначению.

По факту исполнения обязательств – оказание медицинских услуг в обмен на целевое финансирование – средства, предназначенные для их исполнения, переходят в собственность медицинской организации, что должно надлежащим образом быть учтено в бухгалтерском учете организации независимо от формы собственности. 

Следует понимать, что любая сделка предполагает обмен собственностью между субъектами сделки. Это общее правило. Как это происходит в системе ОМС, с какого момент средства ОМС должны переходить в собственность медицинской организации и на каком основании – в следующей статье.

 

Ссылки:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ, статья 251, пункт 14.
  2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, статья 2
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)
  4. Приказ Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н “Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию” (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2021 N 62056)
  5. “Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ, статья 38
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ, статья 251, пункт 14, абзац 17.
  7. Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N А69-879/2010
  8. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, статья 35, п.7

Продолжение следует


 102      0
(Пока оценок нет)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: