Ходят слухи, что конкуренции в системе ОМС нет, и не будет

Рабцун Евгений Анатольевич

Ходят слухи, что конкуренции в системе ОМС нет, и не будет. Врут, наверное, разве государство такое допустит?

Казалось бы, государство очень трепетно относится к конкуренции. Ну посудите сами:

  • Конституция РФ в ст. 8 гарантирует поддержку конкуренции;
  • действует отдельно, специально принятый Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ-135);
  • за попытку ограничить, устранить конкуренцию можно потерять свободу на срок до шести лет по статье 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»;
  • создана отдельная, специальная «Федеральная антимонопольная служба» (ФАС), которая содержится государством специально для того, чтобы защищать конкуренцию.

Но ходят слухи, что на территории нашей страны вполне легально действует рынок, где все выше перечисленное законодательство совсем не действует, то есть полностью игнорируется – это рынок медицинских услуг, реализуемый за счет средств ОМС.

Как такое возможно, почему? Да не может такого быть, разве государство такое допустит?

Однако… На территории всех субъектов РФ, действуют медицинские организации (многочисленная группа медицинских организаций), единым и единственным учредителем которых является субъект РФ. Управление этой группой медицинских организаций реализуется единым органом управления в лице регионального Министерства (Департамента) здравоохранения.

В соответствии с критериями определенными в ст.9 ФЗ 135 от 26.07.06 г. такие медицинские организации (группа медицинских организаций), являются группой лиц (группой хозяйствующих субъектов).

В соответствии критериями определенными ст.5 ФЗ 135 от 26.07.06 г. данная группа лиц (группа хозяйствующих субъектов) занимает доминирующее положение на рынке медицинских услуг реализуемых в системе ОМС.

Используя доминирующее положение данная группа лиц, в лице единого органа управления Министерства (Департамента) здравоохранения субъекта РФ, как правило, производит злоупотребления на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, а именно:

  1. оказывает решающее влияние на общие условия реализации медицинских услуг;
  2. ограничивает доступ на соответствующий рынок новых конкурентов, за счет экономических и административных ограничений;
  3. в одностороннем порядке определяет уровень цены на медицинские услуги;
  4. устанавливает (оказывает существенное влияние) монопольно низкую цену, которая явно ниже суммы необходимых для производства и реализации такого рода услуг расходов и прибыли, и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке медицинских услуг;

Статьей 10 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливается запрет на злоупотребление доминирующим положением, приводящим к вышеперечисленным последствиям.

Ходят слухи, что подобные злоупотребления можно встретить в каждом регионе РФ, где частные медицинские организации (далее «частники»), приняли решение участвовать на рынке медицинских услуг, оплачиваемых за счет средств ОМС.

Что мол, для частников устанавливают какие-то специальные цены, ниже уровня себестоимости, и ниже цен на такие же услуги оказываемые организациями, входящими в доминирующую группу лиц. Или, говорят, установив изначально один тариф, в одностороннем порядке снижают его в несколько раз в течение года, как бы, побуждая организацию отказаться от договорных отношений. Врут наверное… Разве государство такое допустит?

Однако… Как правило, на территории всех субъектов РФ, действия, ограничивающие конкуренцию, производит и государственный внебюджетный фонд ОМС, в лице территориального фонда ОМС, а именно:

  1. устанавливает для приобретателей товаров (граждан застрахованных по ОМС) ограничение выбора медицинских организаций (хозяйствующих субъектов), которые предоставляют такие услуги, методом отказа (ограничения) в выдачи так называемого «государственного задания». По существу это ограничение не только права в реализации медицинских услуг, но в праве потребления, приобретения этих медицинских услуг;
  2. создает дискриминирующие условия – неравномерное распределение объемов медицинской помощи (медицинских услуг), оплачиваемых за счет средств ОМС;

Статья 15 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливает запрет на вышеперечисленные акты, действия (бездействие) государственных внебюджетных фондов, ограничивающих конкуренцию.

Ходят слухи, что в некоторых регионах РФ на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС происходит централизованное распределение (!) объемов медицинских услуг по исполнителям, без учета мнения потребителей (пациентов). Ходят слухи, что это централизованное распределение происходит неравномерно.

Говорят, что, например, государственному перинатальному центру, входящему в группу лиц занимающих доминирующее положение могут дать – 70 квот на ЭКО, а частному перинатальному центру, который не входит в группу лиц – 2 квоты на ЭКО.

Или распределить все объемы государственным стоматологиям (входящим в доминирующую группу лиц) и лишь одной частной, а 12 частным стоматологиям, заявившимся для работы в ОМС совсем отказать. Говорят, что такое же неравномерное распределение можно встретить и при распределении объемов медицинских услуг связанных с хирургическим вмешательством и диагностическими услугами, и консультативными услугами (план посещений к врачу) … Врут, наверное… Разве государство такое допустит?

Однако… Во всех регионах РФ тарифы (цены) на медицинские услуги, реализуемые за счет средств ОМС определяются тарифным соглашением, которое принимается согласительной комиссией. В соответствии с ФЗ 135 это не что иное, как «соглашение, согласованные действия» органов исполнительной власти субъектов РФ, в лице Министерства (Департамента) Здравоохранения, государственного внебюджетного фонда ОМС, в лице территориального фонда ОМС субъекта РФ и группой лиц (медицинских организаций), занимающих доминирующее положение.

Это соглашение и согласованные действия приводят к ограничению, препятствованию, устранению конкуренции на рынке медицинских услуг на территории субъекта РФ в частности:

  1. экономическим, административным образом не обоснованно установление различных цен (тарифов) на одни и те же услуги для организаций государственной и частной формы собственности;
  2. произведено ограничение доступа на рынок медицинских услуг финансируемых за счет средств ОМС, а также устранению с него некоторых медицинских организаций (хозяйствующих субъектов).

Статья 16 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.

Ходят слухи, что в некоторых регионах РФ тарифы (цены) на медицинские услуги, реализуемые за счет средств ОМС, принимаются по сговору группы лиц, занимающих доминирующее положение, территориальным внебюджетным фондом ОМС и органами исполнительной власти.

Говорят, это называется тарифным соглашением, а процесс сговора – согласительной комиссией.

Ходят слухи, что участие в этой согласительной комиссии представителям медицинских организаций, не входящих в группу доминирующих лиц, закрыт.

Говорят, что от представителей доминирующей группы лиц, в лице региональных Министерств (Департаментов) здравоохранения, в адрес частных медицинских организаций поступают предложения, побуждающие к прекращению деятельности на рынке медицинских услуг, финансируемых за счет средств ОМС, например: «обсуждений не будет, не нравится, не устраивают цены – уходите».

А в некоторых случаях, мнения, похожие на угрозы, например: «на рынке бесплатной медицинской помощи (т.е. рынке медицинских услуг реализуемых за счет средств ОМС) частных организаций вообще не должно быть, бесплатную помощь должны оказывать только государственные» (т.е. входящие в группу лиц, занимающих доминирующие положение ). Конечно, говорят, и можно получить хорошие и тарифы, и объемы заказов, но для этого надо уметь иметь «плотные» связи с теми, кто эти цены назначает и объемы распределяют, и говорят, что это люди из исполнительной власти …

Ну, это, точно врут. Разве государство такое допустит.

Однако, приложения N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н обозначено, что персональный состав Комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ходят слухи, что кандидатуры в состав комиссии направляются по согласованию с исполнительным органом власти.

Таким образом, говорят, в большинстве регионов созданы «ручные» комиссии по разработке территориальной программы ОМС, и в которой представляются интересы лишь органов исполнительной власти, внебюджетного фонда и группы лиц, занимающих доминирующее положение на рынке. Да, не может быть… Разве государство такое допустит?

И конечно, казалось бы, что вышеизложенные действия:

  1. нарушают единство экономического пространства, свободы экономической деятельности в РФ;
  2. препятствуют конкуренции и созданию условий для эффективного функционирования рынка медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС на территории субъектов РФ;
  3. создают условия для развития монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции как со стороны группы лиц, занимающих доминирующее положение, так и со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственного внебюджетного фонда ОМС в лице территориальных фондов РФ.

Однако, может и не нужна конкуренция в ОМС? Для чего нужна конкуренция?

Если ответить просто – для повышения эффективности. Кому нужна конкуренция для повышения эффективности? В первую очередь потребителям. На рынке медицинских услуг реализуемых за счет средств ОМС, потребителем является государство. По существу, оно в обмен на деньги, через посредников в лице частных страховых компаний, по договорам на оказание медицинских услуг приобретает медицинские услуги у медицинских организаций, реализуя их гражданам бесплатно. Почему оно это делает через частных посредников при наличии Страховщика (фонда ОМС) не понятно, но это другой вопрос, сейчас о конкуренции.

Конкуренция нужна государству для повышения эффективности системы здравоохранения. Проблема эффективности здравоохранения по-прежнему на повестке дня, а после многомиллиарндной модернизации, тем более актуальна.

Нет конкуренции – нет рынка, нет рынка – нет свободы выбора. Вместо свободы выбора – система централизованного планирования и централизованного распределения на основе обобществленного имущества: «берите, что дают, не нравится, не берите».

Ходят слухи, что, сегодня, система ОМС так и работает. Врут, наверное… Разе государство такое допустит?


 4 301      0
(+7 баллов, 2 оценок)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: