Рассеянный ум

Рабцун Евгений Анатольевич

Часть первая

Раньше нас ругали родители за то, что мы читали и ели одновременно. Совмещать две этих задачи считалось вредным и для желудка, и для освоения прочитанного, да и книгу запачкаешь.

В современном мире, смартфон, подключенный к интернету, мгновенно окунает в атмосферу многообразных отвлеченных целей, погружает человека в среду мультизадачности.

Проблема в том, что головной мозг не способен выполнять несколько задач параллельно, он делает их последовательно, и чем чаще человек переключается с задачи на задачу, тем меньше времени приходится на решение каждой. Результативность решения задач снижается и растягивается во времени.

Адам Газзали и Ларри Д.Розен, в своей книге «Рассеянный ум» приводит исследования: в среднем молодые люди переключаются с одной задачи на другую 27 раз в час, а старшее поколение 17-18 раз в час, то есть каждые три – четыре минуты. Способность сосредоточится на выполнении какой – либо задачи критически падает, у современных школьников она ограничивается временем в 3 – 5 минут.

На рабочем месте сотрудник, в среднем, около 2 часов в день проводит в отвлеченном от работы цифровом пространств. Если прибавить сюда перерывы на «перекур» на которых сотрудники отдыхают от смартфонов и работы, а также перерывы на обед, то времени на выполнение поставленных трудовых задач остается критически мало. А так как время ресурс ограниченный, то страдает глубина проработки поставленных задач.

Поверхность суждения – основная характеристика «цифрового поколения».

В современном мире, человек научился быстро искать ответы на любые вопросы, но понимать эти ответы стал существенно хуже.

Поверхностным стало и изложение информации. Еще 10 лет назад считалось, что нельзя изложить связанный текст изложить в объеме менее 140 знаков, но сейчас мы общаемся символами.

Аналогичная ситуация с технологией чтения.

Мы не читаем сайты как книги – слева на право, построчно, двигаясь сверху вниз, мы скользим взглядом по тексту, отвлекаясь на рекламу и сопутствующую информацию. Этот навык закрепляется и распространяется на чтение печатных изданий. Глубина смыслового проникновения в содержание текста снижается.

Причину отвлеченности на другие задачи в подавляющем большинстве связывают с эмоциональным удовлетворением – человек жаждет легким способом получить «дозу дофамина». Поэтому он смотрит количество лайков в подтверждение своего признания, содержание сообщений в надежде на приятные новости, красивые фото в чужих «сториз», не имеющие ничего общего с его реальностью – мечтает и т.п.

Однако на мой взгляд не все так печально.

Я думаю, поколение Z созреет до того, чтобы использовать цифровые возможности в когнитивных и интеллектуальных целях.

Живой пример: конфликта между молодым врачом (переходное поколение Y-Z) и пациенткой (поколение Х). Пациентка жалуется на то, что во время приема доктор отвлекалась и смотрела в телефон, не уделяла ей должного внимания, она сомневается в правильности назначенного лечения.

На вопрос: почему и зачем, доктор спокойно пояснила, что она уточняла необходимую дозу. выписываемых лекарственных препаратов наиболее адекватную для данного клинического случая. То есть она использовала смартфон, чтобы как раз назначить максимально правильное лечение.

Поколение Х (пациентка) воспринимает работу со смартфоном как баловство, т.к. сама использует интернет и социальные сети как источник только эмоционального удовлетворения. Поколение Z (молодой доктор) относится к цифровому источнику информации уже более рационально и интеллектуально.

Записки, которыми мы в школе обменивались между собой, мы читали в тайне от учителя, пока он объяснял урок. Это тоже была многозадачность, этот грех появился благодаря изобретению письменности. Возможно, ученные тех времен, тоже предвещали крах, но мы выжили, хотя во много изменились. Думаю, люди будущего будут другими, но они будут больше соответствовать требованиям окружающей их среды.

Часть вторая

На эффективность избирательного внимания, направленного на освоение новой информации, влияет два процесса.

  1. Способность к восприятию новой актуальной информации – сосредоточенность на цели.
  2. Способность игнорировать отвлекающие стимулы, неактуальную информацию.

Люди пожилого возраста демонстрируют бОльшую отвлекаемость, чем у молодых людей. Они испытывают трудности с подавлением неактуальной информации. При этом, их способность усиливать внимание на актуальной информации сохраняется на том же уровне, что и людей молодого возраста. Иными словами, чем старше мы становимся, тем труднее нам сосредоточиться. Объясняется это возрастными особенностями мозга – снижение способности когнитивного контроля.

Живой пример: Пожилые люди предпочтут встречаться с друзьями и родственниками в домашней обстановке, ресторанный шум (болтовня вокруг) не позволяет им комфортно воспринимать слова собеседника.

При просмотре телевизионных программ, требующих внимания, именно пожилые люди будут сетовать на отвлекающие разговоры. «Дайте послушать» – будут говорить они.

Исследователи приводят все больше доказательств, что снижение в пожилом возрасте возможностей сосредотачиваться на цели не связаны со старческой деменцией, то есть они будут наблюдаться практически у всех людей старшего поколения.

Выполнение людьми пенсионного возраста трудовых функции или активная форма путешествий неизбежно ставит перед возрастными людьми сложные цели. Это создает конфликт между амбициозными целями и нарастающими ограничениями когнитивного контроля. В обиходе это характеризуется как «рассеянный ум».

Выводы

  1. Для достижения поставленной цели важно уметь не только сосредоточится на актуальной информации, но и уметь игнорировать ненужную. Если вы не способны игнорировать отвлекающие стимулы – формируется «рассеянный ум» и эффективность в достижении поставленной цели снижается.
  2. С возрастом, способность мозга к восприятию актуальной информации сохраняется, но способность к игнорированию отвлекающих стимулов снижается. Исследователи относят этот процесс к физиологическим явлениям старения и не связывают со старческой деменцией, т.е. оно проявляется практически у всех людей. Вопрос, когда и как сильно выражено.
  3. Современные цифровые технологии, которые люди часто используют для достижения поставленных целей – смартфоны, интернет, социальные сети формируют среду многозадачности и «рассеивают ум» уже в молодом возрасте. В процессе старения это поколение, возможно, будет страдать большей потерей когнитивного контроля над отвлекающими стимулами, чем старшего поколения сегодняшнего дня, т.к. «цифровая» и «физиологическая» рассеянность ума будут усиливать эффект друг друга.
  4. «Рассеянный ум» станет причиной конфликта между амбициозными целями «бодрых пенсионеров», которые они ставят при выходе на пенсию – активная трудовая или творческая деятельность, путешествия, и их когнитивными расстройствами. Целей будет много, но они не смогут их достигать так эффективно, как делали это ранее.
  5. Люди старшего поколения в современном обществе могут быть большими начальниками, они могут ставить большие цели, но если их деятельность будет связана с реализацией этих целей, не стоит ожидать от них эффективности.

Литература: Адам Газзали, Ларри Д. Розен «Рассеянный ум»


 707      0
(+4 баллов, 2 оценок)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: